Ни один владелец транспортного средства не застрахован от случайностей на дороге, которые могут привести к аварийной ситуации. И в случае, если неприятность все-таки произошла, следует отнестись к этому со всей серьезностью и строго соблюдать все правила и нормы законодательства. Такой подход позволяет избежать множества проблем со страховой компанией, правоохранительными органами, а также судом.
Знание алгоритма действий может пригодиться не только участникам, но и очевидцам происшествия. Водителям и пассажирам пострадавших автомобилей зачастую сложно определиться с тем, как следует поступить, поэтому, по возможности, необходимо оказать им помощь или, по крайней мере, дать полезный совет.
Как вести себя после ДТП?
- Заглушите двигатель транспортного средства, не впадайте в панику, выключите зажигание, включите стояночный тормоз.
- Выясните, пострадали ли вы или кто-нибудь другой в результате столкновения. Даже при малейшем подозрении на травмы срочно вызывайте «Скорую помощь» и ГИБДД. Помните, что в соответствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (вы имеете право) оказывать первую помощь только при наличии соответствующих навыков и подготовки.
- Включите «аварийку» и выставьте аварийный знак. В населенном пункте знак устанавливается в 15 метрах от места автокатастрофы, а за его пределами – не менее чем в 30 метрах.
Помните, что до того, как на место прибудут сотрудники ГИБДД, ни в коем случае нельзя покидать место, перемещать вещественные доказательства, которые имеют даже малейшее отношение к аварии. Если на месте дорожно-транспортного происшествия были очевидцы, необходимо записать их личные данные – имена, фамилии, домашние адреса и номера телефонов.
До прибытия сотрудников дорожной полиции, по возможности, сфотографируйте и запишите на видео место аварии и следы торможения. Кроме того, убедитесь, что записи видеорегистратора сохранятся, ведь именно они могут стать решающим аргументом в ходе судебного разбирательства
.
Когда на место происшествия прибудет инспектор, необходимо изучить все документы, которые составит инспектор. Если обстоятельства ДТП не вызывают разногласий со стороны всех участников, сотрудник ГИБДД должен предоставить справку по форме №154, а также определение о возбуждении административного дела (только в случае, если не был зафиксирован факт нарушения правил дорожного движения).
Полезные номера телефонов экстренных служб
После аварии у вас не будет времени на поиск номеров телефонов экстренных служб. Именно поэтому следует заранее записать их в свой мобильный.
- Скорая помощь (Мегафон, МТС и Билайн – 030, Теле2 – 03).
- ГИБДД (Билайн, МТС и Мегафон – 020, Теле2 – 02).
- МЧС – 112.
Даже если вы пострадали при происшествии, постарайтесь сконцентрироваться и обратиться за помощью. От вашей реакции может зависеть здоровье и жизнь других участников ДТП.
После того, как все основные заботы остались позади, а вы получили необходимые документы от сотрудников ГИБДД, следующий шаг – подача заявления в страховую компанию за расчетом и компенсацией причиненного ущерба. Сделать это необходимо в течение 15 рабочих дней с момента происшествия. Помните, что если авария была незначительной и вы не стали вызывать сотрудников ГИБДД, участники дорожно-транспортного происшествия должны уведомить об этом компанию-страховщика в течение пяти суток, в противном случае страховщик может отказать в выплате.
В случае – если страховая выплата кажется вам недостаточной, следует обратиться за помощью к независимым экспертам, которые проведут оценку ситуации и составят отчет, в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО».